Медитация в современном мире

Большой путеводитель по медитации

Медитация в современном мире

Сегодня мы слышим слово медитация всё чаще. То, что раньше было практикой для узкого круга людей, сегодня стало трендом. Вряд ли мы найдём человека, который не слышал это слово. Да и тех, кто пробовал какую-то технику медитации тоже становится всё больше.

Обучающие курсы по медитации; блогеры, которые медитируют; медитации на ютубе, обещающие вернуть любимого и приумножить своё богатство; «просветлённые и пробуждённые», которые предлагают авторские уникальные медитации; йоги и буддисты, обучающие медитации в ретритах и затворах; множество современных техник и книг по медитации. Всё это распространяется со скоростью 5G и больше не является диковинкой, а стало неотъемлемой частью жизни большого числа людей.

Почему медитация стала такой популярной? Это мы и рассмотрим в данном путеводителе.

Когда что-то становится настолько популярным и доступным, то смысл слова постепенно искажается. Так как каждый использует это слово так как хочет, как понимает, нет какого-то стандарта. А за каждым словом стоит энергия и конкретный образ. Например, если я говорю слово «дерево», то каждый представит разное дерево. У кого-то это будет дуб, у кого-то сосна, у кого-то берёза, а у того, кто живёт на другом континенте, будет кокосовая пальма, тик или что-то ещё. Столяр представит напиленные дубовые доски, строитель представит брёвна и пиломатериал, а бабушка в деревне представит дрова, которыми она топит печку. И всё это дерево.

Но есть слова с более точным смыслом и образом: когда я говорю слово «берёза», то все представят берёзу. Не одну и ту же, разную, но это не будет дуб или сосна или пальма, это будет берёза. Если человек из местности, где не растут берёзы, и он никогда не видел их, то тогда он не сможет ясно представить этот образ. Поэтому одно слово для разных людей может означать разное, иногда даже что-то противоположное. Так и со словами медитация, йога, ретрит.

В данном тексте я постараюсь как можно подробно осветить и раскрыть
тему медитации, и всего, что с ней связано. Дать как можно более точное определение медитации, и ввести уточняющие слова и смыслы. А также ответить на частые вопросы о медитации.

Этот текст будет полезен всем, кто интересуется медитацией, не зависимо от уровня подготовки, опыта в практике и знаний. Здесь есть информация и для начинающих, и для тех, кто уже практикует и для продвинутых практиков.

Я, также, прошу прощения у всех учителей и мастеров, за эту скромную попытку описать неописуемое. Я не являюсь совершенным йогином, чтобы утверждать какие-то истины, а лишь делюсь своим опытом и указываю на источники.

Пусть этот текст прольёт свет на тему медитации и откроет новые возможности для духовного роста всем, кто его желает.
Об авторе
Меня зовут Базылевич Андрей. Я написал этот путеводитель, чтобы помочь людям раскрыть тему медитации. Чтобы читатель смог найти свою технику, эффективно применить её, и в итоге обрести себя и свой путь.

С медитацией я познакомился в 2015 году, и с тех пор она стала неотъемлемой частью моей жизни. В 2018 году я обучился на преподавателя йоги и начал проводить занятия по йоге и медитации, такие как ретриты, путешествия и семинары.

В этом путеводителе я делюсь своим опытом и рассказываю всё, что знаю о медитации. Вы узнаете, как начать практиковать медитацию, какие существуют техники и как выбрать ту, которая подходит именно вам.

Если вам интересно узнать больше о моём пути, вы можете прочитать мою историю здесь.

Что такое медитация?

Для того, чтобы в чём-то разобраться, вначале нужно прояснить смысл слова, которое мы используем. Что мы вкладываем в это слово? И что стоит за ним?

Медитацией сейчас называют всё, что угодно, и каждый вкладывает свой смысл. Вот небольшой список самых частых поисковых запросов в интернете:

• Музыка для медитации
• Медитация для успокоения
• Медитация благодарности
• Медитация прощения
• Денежная медитация
• Медитация на любовь
• Медитация на исполнение желаний
• Медитация для начинающих

Поэтому цель данной главы тщательно и подробно прояснить, что такое медитация. Что сейчас вкладывают в это слово, что изначально за ним стоит и какие ещё есть уточняющие термины.

Начнём со слова «медитация». Это слово западное, и происходит оно от латинского «meditatio», которое означает размышление. Вот здесь и возникает путаница. Словом размышление можно назвать многое, в том числе то, что далеко от медитации и её сути.

Вот несколько вариантов значения слова размышление:
1. Углубляться мыслью во что-нибудь отвлечённое, предаваться мыслям о чем-нибудь, обдумывать.
2. Развёрнутое мышление.
3. Мыслить, рассуждать, строить умозаключения.
4. Предаваться раздумью о чем-либо, обдумывать что-либо.

Первое значение, конечно, подходит больше остальных, но тоже недостаточно понятно. И так мы можем долго копаться в значениях и понятиях, пока не заглянем глубже. А именно в истоки: откуда это происходит и для чего это нужно?

Примерно все понимают, что медитация — это какая-то техника, инструмент, метод, который помогает прояснить (исцелить) что-то в нашей жизни. Так вот инструмент этот изначально из Индии и подробно описан в текстах разных духовных школ и направлений. В этих текстах существуют термины для определения разных стадий духовного совершенствования. Поэтому, когда, совсем недавно, эти техники и знания начали распространяться по миру, то их стали называть одним словом, которое теперь все знают как «медитация».

Получается, что слова «медитация» в Индии и на востоке не существует. А на западе этим словом называют техники, инструменты и состояния, которые пришли к нам с востока (изначально из Индии).

Поэтому если мы по-настоящему хотим разобраться в том, что такое медитация, то не можем игнорировать корни и вынуждены исследовать это подробнее.

Основные тексты, в которых мы можем лучше узнать о медитации:
• Веды — самые древние священные писания на санскрите: (Веды, Упанишады, Пураны, эпосы «Рамаяна» и «Махабхарата» (частью которой является «Бхагавадгита») и Агамы).

• Йога-сутры Патанджали (классическая йога, раджа йога) — целостная система духовного совершенствования и освобождения, описанная мудрецом Патанджали.

• Учения Будды Шакьямуни. Будда родился и учил в Индии. Методы и практики медитации красной нитью пронизывают его учение об освобождении.

• И другие тексты по йоге.

Так как на востоке уже тысячи лет исследуют внутреннее пространство и совершенствуют духовные практики, то учителя и практикующие опираются на эти тексты.

Ещё одно замечание, которое я хочу добавить, что часто мы можем встретить такой текст, который сначала был переведён на английский, а затем на русский. Здесь также может возникнуть путаница и потеря смысла, потому что часть слов будут англицизмами. В этой статье я намеренно буду использовать русские слова, смысл которых очевиден.

В первоисточниках мы можем встретить следующие термины, которые имеют отношение к медитации:
• Дхарана, Шаматха — сосредоточение.
• Дхьяна, Дзен — созерцание.
• Метта — любящая доброта, дружелюбие, благожелательность.
• Випашьяна — ясное, проникновенное видение.
• Самадхи, Нирвана (Ниббана), Мокша, Кайвалья — освобождение, просветление.

Каждый из этих терминов на востоке означает что-то конкретное (технику, состояние), мы же на западе для всего этого используем одно слово — медитация. Отсюда и возникает путаница.

Поэтому не так просто дать определение слову медитация, но я попробую.
Медитация — непрерывной процесс осознавания.
Созерцание (наблюдение) действительности (реальности) как есть, ясно.

Цель медитации — осознание своей истинной изначальной природы, видение действительности такой какая она есть, без искажений, заблуждений и омрачений. Что в итоге приведёт нас к полному освобождению и просветлению.
Разберём это определение подробнее. Процесс — означает что-то, что продолжается. Это не старт и не финиш, не статика, не итог. Это происходит. Непрерывный означает без прерывания, без отвлечений, словно поток реки. Осознавание — это наблюдение того, что происходит сейчас, в настоящем (мысли, чувства, ощущения, звуки, и тд).

Это самое приближённое, как можно описать медитацию в целом. Но как я уже отметил выше, то, для каждого этапа и техники в первоисточниках существуют свои названия.

Эта информация нужна для того, чтобы понять, что медитация это не что-то, что придумано вчера на западе, а что это техника или этап — часть целостной системы самосовершенствования. Поэтому если мы хотим освоить практику, глубже разобраться в себе и своей жизни, то нам важно знать эту информацию и самостоятельно изучать эти системы самосовершенствования.
Медитация на берегу реки
Медитация на берегу реки во время сплава Рассвет

Что самое важное в медитации?

Можно много говорить про медитацию, читать умные книги опытных учителей, вдохновляться древними текстами или современными блогерами, но это не даст собственного опыта, переживания.

Это как читать про вкусные дыни, какие они бывают разные, где растут, как созревают, какой у них цвет, запах и вкус, но при этом так и не попробовать их. Собственный опыт возникает только тогда, когда мы сами попробуем спелую дыню и узнаем этот вкус.

Поэтому, когда мы говорим про медитацию, то подразумеваем в первую очередь собственные шаги. Практика — самое важное в медитации.

Да, теория важна. Знание техники, знание целостной системы, изучение первоисточников и вдохновение от учителей, всё это помогает нам делать собственные шаги на этом пути.

Как начать медитировать?

Часто ум придумывает множество трудностей и препятствий, почему это невозможно, трудно, не для меня и потом. На самом деле это не реальность, это уловки ума. Начать практиковать может любой человек, в любое время. Если есть желание и вера, то все иллюзорные преграды преодолеваются.

В современном мире вокруг медитации выстроилась целая индустрия товаров, и может показаться, что для того, чтобы начать практиковать нужно купить коврик, подушку, мягкий плед, удобную одежду, благовония, свечу и тд. Но это уловка. Если у тебя есть тело и ум ты можешь медитировать прямо сейчас. Пусть внешние условия не ограничивают тебя.

Первый шаг — создать запрос, намерение. Когда ты обозначишь зачем тебе это, что ты хочешь решить медитацией, то именно на этот запрос ты и найдёшь ответ.

Возьми листок бумаги и напиши такие вопросы:
• Зачем мне медитация?
• Что я хочу решить с помощью медитации и учителя?
• К какому состоянию я хочу прийти с помощью медитации?

Посмотри на эти вопросы, поразмышляй, а затем напиши ответ, то, что идёт изнутри, как есть, без оценки правильно, неправильно. Этот ответ и приведёт тебя к следующему шагу твоего пути.

Но смотри внимательно, ответ на твой запрос может прийти разными способами и в разное время. Иногда ответ приходит, а мы пропускаем мимо, тогда будет второй раз, и снова пропускаем, третьего раза может не быть. Используй эту драгоценную возможность.
Начни с поиска информации в интернете. Изучи различные варианты и обрати внимание на внутренний отклик. Какие-то методы могут заинтересовать больше, а какие-то — не вызвать интереса. Так ты найдёшь технику медитации и человека, который поможет её освоить.
Медитация в горах
Медитация в горах во время путешествия Рассвет на Эльбрусе

Как обучиться медитации? Где, у кого?

Если у нас возникает желание научиться медитации, то первый вопрос, который возникает: где? Куда пойти, у кого учиться, какой именно технике?

Ведь разнообразие техник в современном мире похоже на ассортимент маркетплейса: всего много, всё пёстрое, красивое и доставка завтра. Но в духовном измерении другой подход.

Чтобы обучиться медитации нужен учитель.

Есть такая притча, в которой Будда говорит, что относись к учению как к лекарству, к учителю как к целителю. Когда ты болен, ты приходишь к врачу и просишь лекарство. Врач знает причину, он даёт лекарство, и мы послушно принимаем его, доверяя врачу. Было бы неразумно ходить по врачам, получать лекарства и выбрасывать их через пару дней. А потом идти к другому врачу.

Начнём с выбора учителя (целителя). В любом деле есть человек, который в этом хорошо разбирается, мастер своего дела. Когда нам нужно построить дом, мы приглашаем строителей, когда нужно решить юридические вопросы, обращаемся к юристу, когда вылечить зубы, мы идём к стоматологу, но не к психологу. Также и с медитацией. Если мы хотим обучиться медитации, то нужно обращаться к тому, кто в этом разбирается, кто лично практикует уже несколько лет (лучше десятков лет) и обладает теоретическими знаниями и собственным большим опытом.

Если нам нужно сделать операцию, то какого врача мы выберем? Того, который вчера закончил университет? Или того, кто уже провёл сотни успешных операций? Ответ очевиден.

В медитации также. На какую глубину ты хочешь пойти? Насколько эффективно ты хочешь применять этот инструмент? К чему хочешь прийти?

Верный способ выбрать учителя и практику — посмотри, как живёт этот человек. Не что он говорит, а как живёт и что делает. Ты хочешь прийти к такому состоянию? Посмотри на людей, которые практикуют эту технику, какие у них результаты, как меняется их жизнь. Ты хочешь тоже прийти к этому? В современном мире жизнь напоказ является нормой, но здесь я пишу про настоящую жизнь в живом, а не виртуальном мире. В социальных сетях все красивые, успешные и радостные. Наблюдай именно за тем, какой человек в реальной жизни.

Нам кажется, что мы что-то выбираем сами, на самом деле у нас есть связь с каким-то человеком, учением и техникой. Для кого-то это может звучать волшебно, но это называется кармические связи. Это то, что мы уже пробовали в прошлых жизнях. То есть это не то, что мы узнаём вновь. Эта тяга к медитации и духовному измерению показывает, что в прошлом мы уже делали шаги по этому пути, а сейчас хотим продолжить. Так мы и встречаем тех, с кем уже были знакомы, и те инструменты, которые уже практиковали.

Поэтому несмотря на всё многообразие, найти учителя и технику не так трудно. Главное — это желание и вера.

Обучаться медитации лучше у живого учителя, последовательно и регулярно. Это поможет заложить хороший фундамент, прочную основу.

Последовательность в практике медитации

Сегодня мы можем встретить множество разных техник и практик медитации, иногда совершенно разных и противоположных. Это может вводить в заблуждение и создавать путаницу. Но нужно понимать, что в медитации, как и в любом деле, существует последовательность. Как обучение в школе: вначале начальная школа, азы, затем средняя, потом старшая. Дальше университет, где знания более глубокие. Когда строим дом, то сначала фундамент — основа, потом стены, перекрытия, и в завершение крыша. Не наоборот.

Разные техники медитации предназначены для людей с разным уровнем готовности. И важно обучаться последовательно.

Часто можно встретить людей, которые хотят сразу из первого класса в одиннадцатый. «Там же есть самая крутая техника, самая мощная, мне нужно её освоить». Не спеши, всему своё время. Если тебе нужно её освоить, то придёт время, и эта техника сама к тебе придёт, и будешь её осваивать.

Именно поэтому в традиционных буддийских и йогических школах есть последовательная программа обучения. Учитель не даст продвинутую практику начинающему ученику. Вначале нужно изучить и освоить основу: подготовить тело, очистить энергии, уравновесить ум. Создать устойчивый фундамент. И потом приниматься за освоение продвинутых практик.

Если перепрыгивать через этапы, то это не сэкономит время. Чем больше мы практикуем, тем больше осознаём значимость и ценность основы.

Если фундамент плохой, слабый, то, когда мы возведём несколько этажей, дом может рухнуть и всё развалиться. Без устойчивой основы некоторые техники могут разрушить всю нашу жизнь. Но это не они плохие или вредные, это мы их применили не в том месте, не в то время.

Ум так устроен, что всегда стремится туда. Куда туда? Он и сам не знает куда, но куда-то туда. Где-то там лучше жить, работать, отдыхать, дружить, где-то там воздух чище, солнце теплее, и деревья краше. Это постоянное убегание из настоящего куда-то туда. Так же он ведёт себя по отношению к практике медитации: где-то там есть более совершенная техника, более эффективная и простая, где-то там есть волшебный способ избавиться от моих проблем. Или вот ещё: когда-то я сяду медитировать, возможно завтра, возможно, когда доделаю это дело, или когда будет больше свободного времени, тогда я точно начну практиковать. Это уловки ума. Он постоянно нас разводит, но мы даже не видим этого.

Не существует волшебной медитации, которая избавляет от всех страданий за одну сессию. Поэтому если ты находишь какую-то технику медитации, пробуй её, практикуй, изучай, и смотри как меняется жизнь. Придерживайся одного метода продолжительное время, и ты увидишь результаты практики.

Последовательный путь — это пусть устойчивого развития. Когда основание прочное, то ветер не сдувает в стороны.
Медитация на вершине горы
Медитация в горах во время путешествия Рассвет на Эльбрусе

Кому медитация подходит, а кому нет?

В основе все люди одинаковые. У всех есть тело, которое состоит из костей, мышц, жидкостей, внутренних органов, кожи и тп. У всех есть ум и мысли, которые возникают и исчезают. У всех есть ощущения, чувства и эмоции, которые постоянно меняются. Да, у каждого свои особенности и наклонности, но в основе мы все из «одного теста».

С помощью медитации мы узнаём эту основу. Знакомимся с изначальной природой своего существа. Видим более глубокие слои нашего существа.

Разные техники и разные учения существуют для людей с разными наклонностями и особенностями. Кому-то больше такая техника подойдёт, кому-то другая. В самом начале пути эта техника, а дальше другая. Нет единой техники для всех. Для того и существует многообразие.

Медитация — это не религия, не слепая вера, не философия. Медитация — это познание своей истинной природы. Где нет разделений на пол, расу, цвет кожи, вероисповедание, социальный статус и другие деления.

Поэтому медитация подходит всем, кто хочет понять себя и жизнь.

Медитация без эзотерики

У многих людей возникает вопрос: а существует ли медитация без эзотерики? Без всего этого мистицизма, кармы, и прочих непонятных терминов. Что-то современное и научное, чтобы подходило всем.

Да, такие практики существуют. Например, в современном мире широко распространена практика майндфулнесс (mindfulness), которая представляет собой осознанность в повседневной жизни.

Практикующие всё больше объединяются с научным сообществом, исследуют воздействие медитации и стараются предложить людям то, что им поможет уже сейчас.

Хочу заметить, что любая простая и понятная система имеет свой источник. Важно осознавать, что упрощение всегда означает отказ от некоторых элементов. Конечно, такой инструмент может быть полезным, но его эффективность не будет такой же глубокой, как у полноценной системы саморазвития.
«Mindfulness-подход появился 40 лет назад в 1979 году благодаря профессору Массачусетского университета Джону Кабат-Зинну. Именно ему впервые пришла в голову идея использовать медитативные практики в медицинских целях. Дзен-буддийские медитации и йога увлекали его еще в студенчестве: Джон посвятил много времени изучению традиций буддизма, и в какой-то момент ему очень захотелось связать свои знания и практический опыт с наукой. После получения ученой степени по молекулярной биологии он увлекся поиском возможностей интегрировать буддийскую медитацию (без религиозного аспекта) в практику оздоровления.»
Учение Будды и Йога — это не религия, не догма. Это чистой воды наука, где всё взаимосвязано. Эти учения существуют тысячи лет, и сегодня они не потеряли актуальности. Потому что мы люди всё также живём на этой планете, также радуемся и печалимся, создаём семьи, организации, воюем, зарабатываем на жизнь и хотим избавиться от страданий и обрести счастье. Меняются декорации в виде машин, домов, нарядов и прочих условий жизни. Но в основе, мы устроены также, и вселенские законы не поменялись.

Поэтому мы можем начать знакомство с медитацией с чего-то простого и понятного, без мистики и эзотерики. Однако если в будущем мы захотим глубже понять этот процесс, то стоит попробовать исследовать его во всей полноте, без ограничений и опасений. Это того стоит.
Асаны йоги на берегу реки
Асаны йоги на сплаве Рассвет

Йога и медитация

В современном мире йога часто воспринимается как какие-то упражнения с телом: стойки, шпагаты и прочие необыкновенности. Но это далеко от изначальной йоги, от сути.

Само слово йога переводится как единение, союз, связь, слияние. Это единение нашего отдельного я с высшим, изначальным Я.

Йога — это древняя система самосовершенствования, которая ведёт к освобождению, просветлению.

Классическая йога (раджа йога) описана мудрецом Патанджали. Это последовательная целостная система самосовершенствования.

Последовательная — значит есть этапы, которые нужно осваивать последовательно. Как в школе. Мы не перепрыгиваем через 10 классов, сразу в 11. Мы учимся постепенно, осваивая всю программу обучения шаг за шагом. В йоге также.

Целостная — значит, что эта система как единое целое, совокупность отдельных частей. Например, автомобиль является целостной системой, а колесо — частью. Можно ли назвать колесо автомобилем? Нет. Но мы можем затащить колесо на гору и столкнуть вниз. Колесо покатиться, но машиной оно по-прежнему не является.

Автомобиль — это совокупность большого количества составляющих. Вместе они творят волшебство — машина едет, всё исправно функционирует. Мы можем перевозить людей, грузы, отправляться в путешествие. Но по отдельности — это просто детали и запчасти.

Точно так же и в йоге: асаны (позы) — это лишь небольшая часть всей системы, как колесо машины. Когда мы видим асаны, мы говорим «йога». Но на самом деле йога — это не только асаны, это гораздо больше.

Медитация — это часть йоги. Причём важная и существенная, без которой йоги быть не может. Подобно тому, как двигатель является сердцем автомобиля, медитация — это сердце йоги. Мы можем путешествовать без удобных кожаных сидений, фар или стёкол, но если не будет двигателя, машина не заведётся и не поедет.

Точно так же и с медитацией: она позволяет нам отправиться в путешествие самопознания и духовного развития. Мы готовим тело, энергии, сознание, чтобы, затем с помощью медитации отправится в путешествие. И эта подготовка — важный этап.

Поэтому медитация и йога — это не что-то разное и отдельное. Медитация — неотъемлемая часть йоги, существенная составляющая.

Основные ошибки в медитации

1. Ожидание быстрых результатов
Погоня за быстрыми результатами, попытки ускорить процесс, как можно скорее ощутить волшебный эффект. Когда мы хотим поскорее решить свою проблему или достичь какого-то состояния. Это нетерпение создаёт внутреннее напряжение и мешает нам углубиться в практику. Пойми, что то, к чему мы пришли в этой жизни — это результат многих действий на протяжении долгого времени.

Если у нас возникла болезнь, то это не произошло мгновенно. Постепенно она накапливалась, тело подавало сигналы, которые мы игнорировали, в итоге, через продолжительное время, у нас возникла болезнь. Поэтому, когда мы хотим разрешить какую-то проблему, исследовать какую-то часть своего существа, на это также необходимо время. И никто не знает сколько.

Поэтому наберись терпения и продолжай практику. Со временем ты увидишь результаты и это вдохновит тебя исследовать это глубже. А как мы знаем, что-то устойчивое и стабильное быстро не появляется. Дуб растёт сотни лет, и это одно из самых крепких и мощных деревьев в нашей полосе.

2. Оценка практики хорошая или плохая.
Давать оценку происходящему вокруг и наклеивать на всё ярлыки — это привычное поведение двойственного ума: хорошо-плохо, холодно-жарко, вкусно-невкусно, приятно-неприятно, интересно-неинтересно. Это также описывают как влечение-отвращение. Мы стремимся к тому, что нам нравится, приятно и отталкиваем то, что не нравится, не приятно. И в йоге, и в учении Будды двойственное мышление является причиной наших страданий.

Когда мы пробуем какую-то технику медитации, оценивающий ум сразу же выдаёт мысли: «что-то скучно, как-то не увлекательно, а когда будет эффект, и это всё? Наверное, есть более мощная техника. Я слышал там практикуют что-то тайное, нужно и это попробовать.» Или вот такие: «ой как трудно, наверное это не для меня. Они уже давно медитируют, куда мне, лучше я оставлю всё это».

Все эти мысли роятся в голове и словно ветер сдувают нас в разные состояния: сомнения, разочарования, страха или блаженства, эйфории, экстаза. Это и есть проявления двойственного ума, полярности, влечение-отвращение.

Ты спросишь: «что же делать с этими мыслями и состояниями?» Ответ простой: ничего. Не нужно придавать им слишком большого значения. Пускай они происходят. Нам не остановить этот привычный шаблон поведения ума. Не нужно верить в то, что это реальность и поддаваться им. Пусть ум болтает всё, что хочет, придумывает самые разные истории.

Со временем ты будешь видеть это словно со стороны и знать, что это его природа, ум такой, я просто продолжаю медитировать. Я знаю, что это полезно, это помогает мне. Я уже убедился на собственном опыте, и другие, опытные учителя и мастера подтверждают это. Поэтому все эти оценки и суждения ума я просто оставлю, и посмотрю, что будет.

3. Желание остановить или контролировать мысли.
Когда мы перед ретритом по медитации спрашиваем участников, с какой целью они приехали и какой опыт хотят приобрести, многие отвечают, что хотят остановить ум, отключить мысли и тому подобное. После нескольких дней тишины и медитации участники с улыбкой вспоминают своё изначальное желание. Все эти дни они наблюдали непрерывный поток мыслей.

Этот непрерывный поток мыслей называется мышление. Мысли возникают, меняются, исчезают, снова возникают и так всю жизнь. Так происходит у всех людей.

В медитации нам не нужно никак бороться с мышлением, пытаться его остановить, подавить, контролировать, выключить. Чем больше усилий мы будем тратить на такую борьбу, тем сильнее будет ум и возбуждённее мышление.

Просто прими это как данность настоящего момента своей жизни — мысли происходят, меняются, бегут как облака по небу. Это нормально.

Техники медитации могут быть разными, но в классических системах мы не встретим рекомендаций бороться с умом и выключать мысли. Да и на собственном опыте можем в этом убедиться.

Небольшие паузы в мышлении могут происходить произвольно, в следствие медитации или других жизненных процессов, и это хорошее мгновение. Но это не происходит силой, борьбой и подавлением. Наоборот — отпусканием, оставлением, расслаблением.

4. Не вовлеченность в процесс.
Это препятствие не только в медитации, но и в целом, по жизни. Когда мы делаем несколько дел одновременно и стараемся успеть больше, то внимание рассеивается.

Когда мы медитируем, иногда поглядывая на часы, проверяя что-то в телефоне, ёрзаем, почёсываемся и кому-то что-то говорим, то это не вовлечённость. Это отсутствие внимания в практике. Мы словно делим его и отдаём всему по чуть-чуть. Но так это не работает.

В медитации нам важно быть целиком и полностью. 100% нашего внимание в практике. Полная вовлечённость.

Этот совет применим не только к медитации. Попробуй любое действие делать с полной вовлечённостью. Будет совсем другой опыт и результат.

5. Очарование – разочарование.
В современном мире медитация настолько на слуху, что трудно найти человека, который бы не знал это слово.

Множество книг, сайтов, учителей, техник и видео на тему медитации. И вот, в каком-то таком видео, мы можем услышать, что медитация, это то, что изменит твою жизнь, уйдут все проблемы и страдания, будет счастье, блаженство и гармония. «Ого», думаем мы, это то, что мне нужно. И идём осваивать «волшебную таблетку». Так у нас возникает очарование.

Затем, по мере освоения техники, обучения и самостоятельной практики мы видим, что это не такая уж «волшебная таблетка». Нужно много трудиться, регулярно практиковать, и тот, ожидаемый эффект (очарование) не происходит так быстро, как мы ожидали. И тут возникает разочарование. Могут опуститься руки, или ум подкинет идею, что где-то там есть другая таблетка, и она то уж точно волшебная. Тогда мы бросаем эту технику и бежим к следующей игрушке. И так всю жизнь: с одного цветочка на другой. Так мы не освоим технику и не осознаем свою истинную природу.

Чтобы не было разочарования, то не нужно очаровываться. Вот так, без очарования: «мне интересна медитация, я попробую эту технику, посмотрю, что будет. Я понимаю, что само ничего не бывает, нужно уделить этому время, внимание и практиковать какое-то время. Посмотрим, что получится.» С таким подходом ты найдёшь технику и продвинешься в познании себя.

6. Чрезмерное усилие, напряжение.
Когда во время практики мы чересчур напрягаем тело и ум, то это напряжение накапливается и становится препятствием в практике. Да, тело мы немного напрягаем, чтобы держать позу. Но мы задействуем не все мышцы тела, а только те, которые участвуют в поддержании позы. Всё остальное мы расслабляем.

То же и внутри. Если в технике медитации нам нужно направить внимание на что-то конкретное, то мы делаем это, оставаясь при этом расслабленными.

В этом и есть искусство медитации — чтобы максимально расслабиться телом и умом и увидеть реальность такой, какая она есть. Созерцать настоящее, ничего не меняя.

Помочь телу мы можем упражнениями йоги, которые называются асаны и пранаямы.

7. Отсутствие регулярности.
Это препятствие не только в медитации, но в любом деле, в которым мы хотим продвинуться, что-то освоить.

В медитации важно постоянство, когда мы практикуем регулярно. Это как очищение тела. Мы знаем, что такое чистота тела: мы моемся, чистим зубы, бреемся, стрижём ногти. Нам приятно ощущать тело чистым и свежим, и наоборот неприятно, когда у нас нет возможности помыться и привести тело «в порядок».

Также и с внутренним пространством: когда мы практикуем регулярно, то это пространство упорядочивается, очищается, налаживается. Стоит нам забросить практику, как оно начинает загрязняться, зарастать сорняками.

Поэтому, в самом начале, это нужно понимать. Что практика медитации — это не что-то разовое или что мы можем делать по настроению. Это ежедневная процедура очищения, упорядочивания. Причём чем больше мы практикуем, тем больше видим результата от практики. Жизнь меняется, и это вдохновляет нас продолжать практику. А к хорошему быстро привыкаешь.

8. Частая смена техник медитации.
Это проблема современного мира и большого разнообразия техник. Ещё какие-то 40 лет назад на территории СССР найти какую-то технику медитации было большой редкостью. Это было запрещено, за это могли уволить с работы, отчислить из университета и даже посадить в тюрьму. Техник было мало, это было классика, а практикующие изучали их по книжкам, которые сами же и переписывали.

Но сегодня реальность совсем другая. Тысячи разных техник, которые предлагают нам мгновенное исцеление и пробуждение. Это всё очень увлекает и запутывает.

Когда мы пробуем много техник, смешиваем их, практикуем то одну, то другую, то возникает путаница. И это уводит нас в сторону. Мы не можем понять от какой именно техники какой результат. Всё смешивается в кучу.

Разнообразие техник — не плохо. Но нужно выбрать что-то одно и практиковать продолжительное время. Потом посмотреть какие изменения произошли, какой результат этой практики? Если он хороший, эти изменения положительные, то не стоит бросать эту технику, нужно продолжать. А если нет никаких перемен, никакого результата, то можно попробовать что-то другое.

Именно поэтому классические техники медитации существуют тысячи лет без каких-либо изменений. Потому что они эффективны, тысячи людей проверили их и убедились на собственном опыте.
Медитация с видом на Эльбрус
Медитация с видом на Эльбрус

Ретриты по медитации

Существуют такие мероприятия по медитации, которые называются ретриты. Сейчас это слово тоже стало популярным и его используют для всего подряд. Изначально ретрит — это затвор с целью духовной практики, самосовершенствования.

На ретрите создаются специальные условия, в которых меньше отвлекающих факторов и это способствует более глубокой и качественной практике.

На таких ретритах мы можем лучше освоить медитацию и другие техники совершенствования. Нас ничто не отвлекает, всё время мы посвящаем только изучению и практике. Это помогает обучиться технике, чтобы потом практиковать самостоятельно.

Обычно условия ретрита такие: безмолвие, тишина, много практики, обучение, отсутствие социального взаимодействия и смартфона. Часто такие ретриты проводят на природе, что также способствует успокоению и лучшему усвоению техники.

Ретрит — это более глубокий формат современного инфо-детокса. Когда мы можем побыть наедине с собой и перезагрузиться.

Я прохожу такие ретриты каждый год, это помогает мне углубиться в понимании себя и своего пути. Отбросить лишнее и уверенно двигаться в выбранном направлении.

Мы проводим ретриты разной продолжительности и для разного уровня подготовки. Ознакомиться можно здесь — rassvet.life/retreat

Более подробно про ретриты и випассаны можно прочитать в путеводителе по ретритам.

Почему важно практиковать медитацию каждый день?

Если мы действительно хотим обучиться медитации и освоить этот ценный инструмент, то нам нужно практиковать постоянно, без перерывов.

Ум хитрый и изворотливый, он придумает много «важных» дел и задач, которые нужно сделать «срочно». Он скажет: «сейчас нет времени медитировать, побежали туда, сделаем то». И это ловушка.

Когда мы принимаем решение и вызов медитировать каждый день, несмотря ни на что, тогда мы продвигаемся в практике и осваиваем её. А если мы будем медитировать только когда есть настроение и время, то этот момент может и не настать, потому что «важные» дела никогда не заканчиваются.

Практикуя ежедневно мы тренируем ум и балансируем всю систему. Постоянная и продолжительная практика меняет нашу жизнь на нескольких уровнях (тело, ум, энергия, душа). Со временем эти изменения становятся более устойчивыми и вдохновляют нас продолжать путь самосовершенствования.

Музыка для медитации

Частый вопрос: можно ли использовать музыку для медитации?

Вначале, когда мы только начинаем, то используем всё, что помогает нам медитировать.

Иногда очень трудно сидеть в тишине и наблюдать дыхание, для кого-то невозможно. Тогда используй музыку: спокойную, расслабляющую, желательно без слов. Постепенно ты сможешь практиковать без музыки. Но если ты можешь сидеть в тишине, без музыки, то медитируй в тишине.

Ты можешь найти такую музыку в любом музыкальном сервисе по запросу relax, spa, retreat, meditation, nature, healing, calm, mindfulness, binaural, balance, harmony.
Понравился путеводитель?